Евтушенко Евг. «Шоссе энтузиастов», — Москва, 1956

Предыдущее изображение
Следующее изображение

информационный заголовок

информационный контент

Евтушенко Евг. «Шоссе энтузиастов. Стихи», — Москва: Московский рабочий, 1956.

Твердый переплет, уменьшенный формат, 128 стр. Состояние хорошее.

Третий сборник стихов известного русского поэта-шестидесятника.

На форзаце автограф автора: «С. Антонову от Евг[ения] Евт[ушенко]».

Тираж 7.000 экз. Редкость с автографом.

Адресат автографа (с большой долей вероятности): Антонов Сергей Петрович [3(16).5.1915, Петроград — 22.4.1995, Москва] — прозаик, критик, сценарист.

Отец Антонова — строитель-железнодорожник, мать — из семьи крупного инженера-путейца.

Антонов кочевал с родителями по многим стройкам — Поволжье, Урал, Средняя Азия, центр и юг европейской России… В семье скептически относились ко всему гуманитарному, почти не имели книг по художественной литературе. Но Антонов запоем читал их в библиотеках, с 10 лет начал сочинять стихи и рассказы, увлекался рисованием. После средней школы в духе комсомольцев 1930-х работал бетонщиком, каменщиком, арматурщиком. По семейной традиции окончил Ленинградский автодорожный институт (1938). В студенческие годы был известен как талантливый карикатурист, а также знаток шахмат — ряд составленных им задач был опубликован в русской и зарубежной печати.

После окончания института работал инженером-строителем, преподавал в Ленинградском дорожно-механическом техникуме.

В 1939-40 участвовал в войне с Финляндией, после окончания ее на короткое время возвратился в техникум, а затем — вновь на войну: инженерно-саперные войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов. На фронте Антонов продолжал писать стихи и рассказы, некоторые из них в 1944-45 были опубликованы.

Демобилизовавшись из армии, Антонов работал прорабом на восстановлении жилых домов в Ленинграде, преподавал (1946-48), но одержимый, по его словам, «болезнью писательства» (Рассказы о литературе. 1984. С.540), вскоре полностью переключился на литературу. Антонов довелось показать свои стихи А.Ахматовой и С.Маршаку. Оба отнеслись к Антонову с интересом и доброжелательностью, но стихи забраковали. По совету А.Ахматовой, Антонов переключается на прозу, посещает литературный кружок при Ленинградском отделении СП, где его рассказы одобряет Вс. Рождественский.

В марте 1947 принимает участие в I Всесоюзном совещании молодых писателей. Там его творчество получает высокую оценку К.Паустовского.

Первым профессиональным произведением Антонова становится рассказ «Весна» (1947).

В 1950 появляются книга рассказов, сделавшая его имя известным,— «По дорогам идут машины» (Государственная премия 1961), а также сборник «Мирные люди». Одновременно Антонов обращается к жанру повести — «Лена» (1948), «Поддубенские частушки» (1950), «Первая должность» (1952), «Дело было в Пенькове» (1956), «Аленка» и «Петрович» (обе — 1960), «Разорванный рубль» (1966) и другие.

В 1959 вышла книга воспоминаний Антонова «На военных дорогах». О растущей популярности произведений Антонова свидетельствуют его взаимоотношения с кинематографом: были экранизированы «Поддубенские частушки» (1957), «Дело было в Пенькове» (1958), «Аленка» (1961), «Порожний рейс» (1963). По мотивам рассказов Антонова в начале 1970-х создал 2 сценария: В.Шукшин («Пришел солдат с фронта» и «Иван Степанович»), и даже была написана опера (Р.Щедрин. «Не только любовь», 1962). Наконец, и сам Антонов несколько раз обращается к написанию сценариев: «Это было в Донбассе» (1946), «Посланец мира» (1950, совместно с А.Зархи и И.Хейфицем), киноповесть «Серебряная свадьба» (1972).

Творчество Антонова с самого начала отличалось интересом к нравственной проблематике и классической точности языка. Особенно привлекали читателей героини Антонов, выделяющиеся на «производственном» фоне своей нежностью, чистотой, стремлением к самоотверженной любви. Важнейшее место в структуре произведений Антонов в лучших традициях русской прозы XIX века занимал лирический пейзаж. Произведения Антонова вскоре были переведены на многие западноевропейские языки. Отношение критики к Антонову, за редким исключением (В.Назаренко, Д. и Е. Стариковы) было доброжелательным. В то же время, если в первое десятилетие периодически раздавались сетования на недостаточность пафоса в изображении успехов социалистического строительства на селе, роста культурного уровня колхозников, некоторую «расплывчатость» положительных героев (в отличие от «Кавалера Золотой Звезды» С.Бабаевского), то начиная со второй половины 1950-х критика, наоборот, стала намекать Антонову на отдаленность его от изображения острейших противоречий и конфликтов совр. деревни (в отличие от В.Овечкина, В.Тендрякова и др.). Особенно наглядно это проявилось в дискуссии по поводу одного из наиболее известных произведений Антонова — «Дело было в Пенькове».

Антонов, в отличие от многих своих современников и подобно одному из своих учителей К.Паустовскому, никогда не специализировался на раскрытии собственно социальной проблематики. Его интересовала красота мира и человеческой души, противостоящая злу и пошлости поэзия обыденной жизни. Равновесие в изучении творчества Антонова установили исследователи, раскрывшие в его произведениях чеховские традиции — их кажущуюся отчужденность от злобы дня, глубину гуманизма, внешнюю сдержанность при остроте и напряженности внутреннего действия, нравственную высоту ориентиров, тонкий психологизм, задушевную лиричность в сочетании с юмором, лаконичность и «акварелизм» стиля при особой роли деталей и т.д. Именно с этой точки зрения стали восприниматься лучшие рассказы и повести Антонова — «Дожди», (1951) «Демонстрация», (1961) «Тетя Луша», (1948) «Девушка из Полесья», (1948) «Новый сотрудник», (1954) «Порожний рейс» (1960) «Разноцветные камешки» (1959) и др.

И тем не менее Антонов на длительное время практически «замолкает» как прозаик, уйдя в критику, проявляя себя тонким исследователем литературы. Еще в 1964 он впервые обратился к анализу новеллистического жанра, написав книгу «Письма о рассказе» (если учесть, что в 48 номерах журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» и «Звезда» в 1950 было напечатано лишь 4 рассказа совр. писателей, а 1951 — 13, можно считать, что Антонов способствовал возрождению этого жанра как теоретик и практик).

В 1973 появляются еще 2 книги Антонова — «Я читаю рассказ. Из бесед с молодыми писателями» и «От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах», в 1974 — «Слово. Из бесед с молодыми писателями». Литературоведческие книги Антонова одновременно и «очень писательские» книги: теоретический и критический анализ сочетается в них «с пластикой прозы» (Е.Осетров).

Антонов не остался чужд и критического пафоса «шестидесятников», по-своему тонко разоблачая античеловеческую природу бюрократизма, особенно губительного в молодежной среде. Так, в повести «Разорванный рубль» идет речь о «деятельности» колхозного комсорга Маруси Лебедевой, приводящей к «общему знаменателю» вначале пытающегося бунтовать городского интеллигента. В лучших традициях Е.Замятина, вдобавок подчеркнутых яркой речевой характеристикой героини (смесь распространяющегося «новояза» и специфической деревенской лексики) Антонов говорил о губительных негативных тенденциях, все более характеризующих систему. Новый виток интереса читателей и критики к творчеству Антонова оказался связанным именно с этой линией. В конце 1980-х появляются большие повести, посвященные острейшим событиям нашей истории: «Васька» (1973, опубликована: Юность. 1987. №3-4) и «Овраги» (1986, опубликована: Дружба народов. 1988. №1-2). В сочетании с повестью «Царский двугривенный» (1970; прошла практически незаметно, хотя несколько раз переиздавалась), повести «Овраги» и «Васька» составили трилогию. «Царский двугривенный» — повествование о жизни мальчишек послереволюционного провинциального городка, о первых пионерских отрядах. Здесь впервые появляется сю-жетооб разую щи й герой всего цикла Митя Платонов. 2-я часть трилогии — повесть «Овраги» — об увиденной глазами Мити-подростка трагедии коллективизации в саратовской деревеньке. 3-я часть — повесть «Васька», в которой Митя, один из комсомольских вожаков на строительстве Московского метрополитена, пытается вмешаться в трагическую судьбы беглой ссыльнопоселенки, дочери раскулаченного крестьянина Риты Чугуевой, ставшей одной из лучших ударниц стройки. Повесть завершает открытый финал — в поисках справедливости Митя отправляет письмо по адресу «Кремль, Товарищу Сталину»… И все же, несмотря на актуальность тематики трилогии и ее высокие художественными достоинства, основное признание читателей и критики получила новеллистика Антонова, его удивительно поэтическая лирическая проза.

К.Ф.Бикбулатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 96-98.

Войти